Совместный проект Фонда АdVita и центра «Антон тут рядом» – «Благотворительный Университет» — продолжается.
Это еженедельные лекции и творческие встречи в пространстве «Легко-легко».
Кинокритики, филологи, историки, искусствоведы, физики, математики, писатели, музыканты, художники – все участники проекта работают бесплатно.
Теперь у нас есть новый партнер проекта: это Галерея «Ленинград-Центра».
При содействии редакции журнала «Сеанс» и команды независимого книжного магазина «Порядок слов» с 20 марта по 10 мая в «Ленинград-Центре» пройдет цикл лекций и творческих встреч в пользу «Благотворительного университета»: вход на лекцию за пожертвование в пользу «АдВиты» и центра «Антон тут рядом».
Поэтому в марте и апреле лекции Благотворительного университета будут проходить сразу по двум адресам: в пространстве Легко-легко (Большая Пушкарская, дом 10) и Галерее «Ленинград-Центра» (Потемкинская улица, дом 4А).
Легко-легко, 6 мая, среда. Астроном Георгий Гончаров рассказывает об опасном космосе: черных дырах и взрывающихся звездах.
Чёрная дыра заправляет в центре Галактики, шаровые скопления звёзд пронзают периферию Галактики, даже в ближайшем галактическом спиральном рукаве несколько звёзд-гипергигантов доживают последние дни перед чудовищными взрывами. И если тихим вечером под стрекотание сверчков и шёпот волн приглядеться к такому романтическому звёздному небу, станут видны шрамы от недавних космических катастроф вокруг нас. Может быть челябинский метеорит — первая ласточка грядущих событий?
О лекторе: доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Пулковской обсерватории, сотрудник в Лаборатории динамики Галактики отдела Небесной механики и динамической астрономии ГАО РАН. Автор более 30 научных публикаций. Член Международного астрономического союза (один из всего 20 таких членов в Петербурге) — главной международной организации профессиональных астрономов, единственной организации, ответственной за космос, в том числе, принявшей решение об исключении Плутона из списка планет (косвенно Георгий голосовал за это). Более 15 лет ведет популярные лекции по астрономии в Санкт-Петербургском планетарии (провёл более 5 тысяч лекций).
Начало лекции в 19.30
Ленинград-Центр: 7 мая, четверг. Поэт, эссеист, литературный критик Лев Рубинштейн назвал свою творческую встречу «Книга пишет автора».
Из книги Льва Рубинштейна «Случаи из языка»:
Кто автор чего? Роль автора на протяжении всей истории искусства постоянно и существенно менялась. Автор оказывался то внутри текста, то вне его. Сегодняшний автор как бы совпадает с рамкой текста. Автор сегодняшнего дня — называтель, читатель, слушатель.
Сильно потёртое сравнение текста с зеркалом обретает новую грань в недавно услышанном чудесном анекдоте:
Идёт чукча по улице. Видит: валяется на земле зеркальце. Он его поднимает, смотрится в него и радостно восклицает: «О! МОЁ!». Это ведь не что иное, как метафора перекодировки авторства, присвоения текста, его апроприации.
Примерно о том же ставшее классическим стихотворение Всеволода Некрасова:
Я помню чудное мгновенье
Невы державное теченье
Люблю тебя Петра творенье
Кто написал стихотворенье
Я написал стихотворенье.
Стихийным апроприатором был отец моей однокурсницы, большой
любитель идиоматических оборотов. К любому из них он прибавлял: «Как я это
называю». «А пальтишко у меня было, как я это называю, на рыбьем меху».
Особым образом «присваивала» чужой текст бабушка одного моего приятеля. Щедро уснащая свою речь пословицами и поговорками, она преобразовывала их во что-то довольно странное, но безусловно высокохудожественное. Рассказ об ангельской доброте своего покойного мужа она подкрепляла тем существенным обстоятельством, что он никогда даже «мухи не укусит». А безрезультатно уговаривая своего двадцатилетнего внука надеть дедушкин костюм, она говорила: «Ну ты хотя бы его примерь. Это же совсем новый костюм. Что же он будет висеть в шкафу, как собака на сене?
Бабушка была родом из Одессы, хотя это к делу не относится».
Об авторе: Лев Семенович Рубинштейн – русский поэт, в семидесятых годах прошлого века придумавший московский концептуализм (с Дмитрием Приговым и Всеволодом Некрасовым). Колумнист Граней.ру. Страница Рубинштейна на сайте «Новая литературная карта России»: http://www.litkarta.ru/russia/moscow/persons/rubinstein-l/
Начало встречи в 19.30
Легко-легко: 13 мая, среда. Историк и филолог Татьяна Мэй прочитает лекцию «Пена на губах у ангела: русские террористки в XIX веке».
Среди молодежи конца XIX века, задавшей целью свернуть шею государственному устройству, было поразительно много женщин. И поразительно много — из состоятельных, по большей части дворянских семей. Образованные русские барышни всеми правдами и неправдами уклонялись от родительской опеки и бросались сотрясать основы. По словам Софьи Ковалевской, «о какой дворянской семье ни спросишь в то время, о всякой услышишь одно и то же: родители поссорились с детьми. И не из-за каких-нибудь вещественных, материальных причин возникали ссоры, а единственно из-за вопросов чисто теоретических».
Некоторым удалось сотрясти основы до тектонического сдвига – именно их мы знаем с детства по школьным учебникам: блеклые лица с поджатыми губами, скупые строчки казенного текста. Какими они были на самом деле? Почему присяжные оправдали Веру Засулич? Кого приговорил к смертной казни друг детства? Почему роды у первомартовки Геси Гельфман принимал лейб-акушер? За что Веру Фигнер называли Верочка-топни-ножкой? И кто, в конце концов, пришел им на смену?
Об авторе: филолог, историк, писатель, блогер, знаток Петербурга и замечательный экскурсовод. Блог Татьяны Мэй в Живом Журнале: greenbat.livejournal.com
Татьяна Мэй в «Школе злословия»:
http://www.youtube.com/watch?v=fdUr_0To7XA
Легко-легко: 14 мая, четверг. Филолог и кинокритик, координатор программ фонда AdVita Елена Грачева расскажет об одном из классиков документального кино Роберте Флаэрти.
Роберт Флаэрти – один из самых удивительных режиссеров в мировом кинематографе, гений-самоучка. Чуть больше ста лет прошло с того момента, как Флаэрти, отправляясь в геологическую экспедицию по землям эскимосов, взял с собой одну «новоизобретенную штуку» фирмы Bell and Howell и аппаратуру для проявки и печатания пленки. Именно Флаэрти чаще всего называют в пару к Дзиге Вертову, когда речь идет о том, кто придумал документальное кино. Но если Вертову камера нужна была, чтобы взорвать реальность и из осколков смонтировать новую, Флаэрти действовал ровно наоборот: он набирался терпения, смотрел и ждал – и реальность сама предъявляла ему героев, сюжеты, ритм, драматургию. На лекции мы поговорим об главных картинах Роберта Флаэрти: «Нанук с севера», «Человек из Арана», «Луизианская история».
О лекторе: филолог, кинокритик, преподаватель Санкт-Петербургской классической гимназии, координатор программ фонда AdVita.
Начало лекции: 19.30.
Легко-легко: 20 мая, среда Творческая встреча с фотографом Сергеем Максимишиным.
Сергей Максимишин – выдающийся репортажный фотограф, чьи фотографии публиковались во всех основных российских изданиях, а также в The Times, Time, Newsweek, Parool, Liberation, Washington Post, The Wall Street Jornal, Stern, Buisness Week, Focus, Der Profile, Corriere della Sera; многократный лауреат премии РоссияПрессФото и World Press Photo, человек, объехавший весь мир. Он снимал Ирак накануне войны и петербургские колодцы, Катманду и новых русских беспризорников, чеченскую войну и закулисье Мариинского театра, тюремную больницу и прогулки по крышам. В 2007 году выпустил книгу «Последняя империя. Двадцать лет спустя» — жизнь постсоветского пространства двадцать лет спустя. А кроме того, Сергей Максимишин – потрясающий рассказчик, и поверьте – ему есть о чем рассказать.
Начало встречи: 19.30.
Легко-легко: 28 мая, четверг. Филолог, специалист по садово-парковому искусству второй половины XVIII века Александра Веселова прочитает лекцию на тему «Искусство садоводства, или Как правильно гулять по историческому саду?»
Человек с древнейших времен украшает окружающую его природу, «поправляет натуру», как говорили в 18 веке. И хотя природа сопротивляется, а сады зарастают и стремятся стать лесом, мы все-таки имеем возможность увидеть, как выглядели сады прошлого. Но прогулка по «историческим» садам требует определенной подготовки.
Как гулять в старом саду, считать ли садоводство искусством, что такое «третья природа», всякий ли сад – рай, почему садовые стили имеют «национальность», и наконец, какие секреты старых садовых мастеров можно использовать в современном садоводстве.
Об авторе: научный сотрудник Сектора по изучению русской литературы XVIII века Института русской литературы РАН (Пушкинский дом), преподаватель кафедры истории русской литературы Филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат филологических наук.
Программа Александры Веселовой «Нескучные сады» на сайте Нева ФМ: http://www.neva.fm/authors/7
Запись на лекции:
blag.university@yandex.ru, по телефону: 644 40 91
Вконтакте: https://vk.com/club86662767
Facebook: https://www.facebook.com/groups/808382279232970/
Наша новостная рассылка и гугл-календарь мероприятий также доступны по ссылкам группы ВК.
Когда: 21 марта 2015 - 7 апреля 2015, 07:30 - 09:00
Адрес: Легко-легко, Большая Пушкарская, 10
No comments yet.