«Помогать легко» — проект фонда AdVita («Ради жизни»).
Покупая сувениры или приходя в пространство Легко-Легко
на мастер-класс или кинопросмотр, Вы помогаете собрать средства
на лечение больных раком. Подарите себе радость подарить жизнь!
+7 (812) 644 40 91

Открытые письма миру, или немного об открытках, «Адвите» и сестрах милосердия

Что такое открытка? Маленький прямоугольный кусочек картонки с картинкой. Какую роль этот кусочек картона играл и играет в деле благотворительности? Разве может он спасти чью-то жизнь и принести кому-то пользу?

Виталий Петрович Третьяков* в своем любимом Детском музее открытки на улице Пионерской выглядит счастливым человеком. Еще бы! Это ведь его детище, его хобби, его радость, правда, полная забот. Кому, как не ему, известному филокартисту, создателю единственного в мире «Детского музея открытки» и издателю открыток, знать все об открытках и их возможностях. А с благотворительным фондом «AdVita» его связывает давняя дружба.
На вопрос, с чего же все начиналось и зачем ему, доктору психологических наук, профессору факультета психологии, все эти открыточки, Виталий Петрович, улыбнулся:

— Начиналось с детства. В детстве я любил рассматривать всякие картинки. На карманные деньги, что давали родители, в соседнем магазине покупал то открытки, то перья для ручек: в 1965 году еще не было шариковых ручек, и мы, первоклашки, писали перьевыми, которые обмакивали в чернила. Так вот, перья нужны были мальчишкам еще для того, чтобы делать из них дротики для игры в дартс. Мне нравилось и открытки, и перья, но все же открытка победила. Я стал их собирать. Школьная учительница даже помогла мне организовать первую выставку. Но только в 8 классе я стал подходить к этому осознанно, узнал, что я филокартист. Сейчас понимаю, что сыграли свою роль моя любовь к разглядыванию картинок и «желание обладать» ими. Любой коллекционер – собственник, он желает обладать тем, что он собирает. В 8 классе я узнал об Общине Святой Евгении и о том, что они придумали выпускать и продавать открытки, чтобы собрать средства в помощь бедным сестрам милосердия. Тогда я решил коллекционировать именно эти открытки. У меня появилась цель. Ведь коллекционер отличатся от собирателя именно наличием цели. Но мне мало было просто коллекционировать! Мною овладела страсть к исследованиям, меня стала интересовать история открыток.

— Расскажите, какова история открыток Общины Святой Евгении?

— Известный живописец Гавриил Павлович Кондратенко в 1880 году отправился в Севастополь. Там, занимаясь этюдами, он заметил нищую пожилую женщину. Это была бывшая сестра милосердия, которая после окончания русско-турецкой войны осталась без работы и средств к существованию. Впечатленный увиденным, художник решил помочь таким, как она. А было их в России немало. В Петербурге он организовал выставку в пользу сестер милосердия и, использовав все свои связи, добился создания Общины сестер милосердия Красного креста, которая стала заботиться о нуждающихся сестрах милосердия. Покровительницей Общины стала принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. В честь ее святой (св.Евгении Римской) и была названа Община. Но для существования общины необходимо было придумать, как заработать деньги. Одним из способов стала продажа так называемых конвертов «вместо визита». Такие конвертики посылались в качестве извинения за несделанный визит. С 1895 года в России появились первые открытые письма, или открытки, с картинками — и для общины стали тоже выпускать открытки. Над созданием первых открыток трудился Николай Николаевич Каразин, художник и писатель. Четыре созданные им открытки, которые продавались в церковных лавках, принесли неожиданно большую сумму денег. Но по-настоящему ценными открытки Общины Святой Евгении стали тогда, когда в дело включился А.Н. Бенуа. Открытки превратились в произведения искусства. Издательство не просто зарабатывало деньги для сестер милосердия. Оно сначала невольно, а потом сознательно стало служить идее просвещения. Выпускались открытки с репродукциями картин, изображениями музеев, городов, русского костюма, фотографиями императорской семьи и простых людей. В них была вся Россия. Именно поэтому открытки Общины Святой Евгении так интересны коллекционерам нашего времени.

— Скажите, а как вы от коллекционирования пришли к музею?

— Музей начался с коллекции открыток семьи Романовских из Новосибирска: 17 000 открыток пришли в ящиках в Российскую Национальную библиотеку. Библиотеке они не понадобились, и их предложили мне как известному в городе филокартисту. С гатчинскими школьниками мы разобрали их по категориям «география» и «искусство» и решили делать Детский музей открытки. Вот так и появился музей. Его развитию посодействовала радиопередача «Детский остров», в которой известный детский писатель и журналист Сергей Махотин рассказал об открытии музея. В музей стало приходить огромное количество открыток со всей России. Сейчас в фонде 500 000 открыток. За 11 лет существования музея было около 100 выставок.

— А почему музей называется детским?

— Потому что мне помогают дети, они создают их хаоса систему! Нам присылают множество открыток. Необходимо их разобрать, поместить в нужные разделы, отложить дубли. Всем этим занимаются дети, которые интересуются открытками. Музей — дело недоходное, я не могу платить зарплату сотрудникам. Какое-то время назад была даже мысль закрыть музей, но опять-таки дети не дали, они же занимаются здесь. И у меня перед детьми, которых можно назвать сотрудниками музея, есть какие-то обязательства. Им все это необходимо.

— Как началось ваше сотрудничество с Адвитой?

— Елена Грачева — один из самых удивительных людей, которых я знаю. Мы познакомились случайно, в кафе, хотя Елена уже слышала о нашем музее Открытки, о моей галерее и об издательстве «Сад искусств». Я рассказал ей об Общине Святой Евгении, о том, что во все времена благотворительные организации зарабатывали с помощью открыток. А она предложила попробовать печатать на открытках детские работы. Она сказала, что многие ребята в больницах любят рисовать и что им хотелось бы таким образом поблагодарить своих жертвователей.
Это была совершенно новая идея. Такого не было нигде. Скажем, в Америке очень распространены благотворительные открытки. По традиции большая часть американцев привыкла покупать к праздникам открытки каких-нибудь фондов. Это для них естественно. Они привыкли платить за такие открытки больше денег, чем за открытки, например, «Холмарка», зная, что это не просто открытки, а помощь кому-то. И для самих фондов это естественный способ сбора средств. Ведь найти одного богатого жертвователя гораздо труднее, чем отыскать сотни небогатых, которые с радостью поучаствуют в добром деле так легко и просто. Но все же это самые обычные поздравительные открытки, пусть даже с детскими рисунками, но это работы здоровых детей.
Проект «Адвиты» — другой. Эти открытки с рисунками подопечных уникальны, такого нет ни в одной стране мира! Для ребенка, который долгие месяцы живет в больнице, рисунок — это своеобразное орудие борьбы с болезнью. Только представьте: маленький художник почувствовал себя настоящим художником, с ним заключили договор, он увидел свою работу на открытке, он начинает верить в свои силы, хочет победить! Это не только сбор средств, это настоящая миссия: дать ребенку почувствовать себя художником; дать возможность ребенку поблагодарить людей, которые ему помогают; дать жертвователям возможность познакомиться с ребенком, которому они помогли – ведь в рисунке отражается человек… Поэтому эти открытки уникальны и отличаются от сотен и тысяч других.
Потом мы выпустили с «Адвитой» другие серии: винтажные поздравительные открытки, с видами Петербурга. Эти открытки тоже служат благотворительности, весь сбор от продаж идет в фонд. Но все же главные – именно детские открытки, и очень хочется, чтобы их покупали по всему миру. Знакомство и многолетнее сотрудничество с «Адвитой» для меня очень ценно. Я думаю, у такой формы благотворительности большое будущее.

Маленькие прямоугольнички из картона с детскими рисунками, эмоциональными, искренними. В них все: и радость, и печаль, и ранняя мудрость, и открытость, и надежда, и невероятная сила. Именно потому они так притягательны. Детские рисунки — целый мир. И для ребят из больницы он может быть единственной радостью, тем добрым ночником, который светит в непроглядной тьме, с которым не так одиноко…
Открыточки с рисунками – открытые письма, послание нашему миру, миру взрослых, иногда единственная возможность достучаться до него, связаться с ним и сказать ему что-то важное. Через открытки, то есть через рисунки, дети говорят с нами. И сразу хочется стать другим, настоящим, потому что видишь в маленьких открытых письмах это «что-то важное» и невероятно большое — ЛЮБОВЬ.

*Виталий Петрович Третьяков — российский психолог, доктор психологических наук, профессор факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета (кафедра эргономики и инженерной психологии), заведующий кафедрой управления человеческими ресурсами в энергетике (УЧРЭ) Петербургского энергетического института повышения квалификации (ПЭИПК), создатель «Детского музея открытки», президент Петербургского клуба любителей истории открыток, редактор журнала любителей открыток «ЖУК».

журналист Щелкунова Светлана
автор рисунка на открытке Федя Маслобоев
Otkryitka-Slonik-500x500

No comments yet.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как можно
помочь еще?
Легко!
Карта на Яндексе

+7 (812) 644-40-91
197198, Россия, Санкт-Петербург,
Большая Пушкарская, 10
с 12 до 20 без выходных